Технологии снятия коммуникативных барьеров посредством развивающей деятельности проводимой в вузах
Технологии снятия коммуникативных барьеров посредством развивающей деятельности
проводимой в вузах
С.А. Румянцев
ФГОУ ВПО Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (пензенский филиал), Пенза, РФ
Приобретаемые людьми по тем или иным причинам в процессе социализации коммуникативные барьеры, могут в случае прогрессирования их развития привести к падению качества профессиональной деятельности будущих специалистов после окончания вуза, посредством неумения показать свои лучшие профессиональные качества, неумения попасть в те или иные социальные среды и неспособности проведения качественного коммуникативного процесса. Таким образом, снятие коммуникативных барьеров может быть достаточно актуальным, при проведении воспитательного и педагогического процесса в вузе, с целью достижения качественной готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.
Коррекция наличия социальных барьеров может проводиться на нескольких уровнях.
1. Избавление от причин возникновения коммуникативных барьеров. Причинами появления коммуникативных барьеров могут быть:
1) проблемы взаимоотношений с противоположным полом;
2) негативные внушения, производимые недостаточно психолого-педагогически подкованными педагогами и родителями, получаемые людьми до поступления в вуз и приобретения некоторой самостоятельности;
3) недостаточное интеллектуальное развитие;
4) неумение определять современные тенденции развития коммуникативных процессов в социуме;
5) у мужчин возникновение коммуникативных барьеров может быть вызвано физической неразвитостью и слабостью.
Для того чтобы избавится от коммуникативных ограничений можно рекомендовать: либо исключить данные обстоятельства, либо блокировать их методами психологии; компенсировать вред, нанесенный этими факторами.
Коррекции причин возникновения и предотвращению прогресса коммуникативных барьеров, может способствовать качественная учебно-воспитательная работа проводимая в вузах.
Студент попадая со школьной скамьи в вуз с большей вероятностью, получает более широкие возможности коммуникативных взаимодействий с противоположным полом. Этому могут способствовать различные секции, конкурсы, мероприятия проводимые в вузах, где студенты получают более широкие и творческие возможности коммуникативных взаимодействий, например в процессе подготовки к выступлениям КВН, студенческой весны.
Очевидно, качественное всестороннее образование может способствовать повышению интеллектуальных возможностей студентов.
Развитие логического мышления в процессе изучения математических, технических, компьютерных дисциплин, может способствовать снятию негативных мышлений посредством осознания их абсурдности и соответствующего логического доказательства.
Кроме того может быть необходимо обращать внимание на развитие физических качеств, студентов в процессе обучения в вузе, чему может способствовать более широкое внедрение спортивных секций и мероприятий в воспитательный процесс в вузе.
Овладение современными информационными технологиями: также может способствовать снятию коммуникативных барьеров, посредством получения дополнительных возможностей расширения коммуникативных каналов и интересов.
Может быть достаточно эффективной акцентуация внимания студентов на перечисленных возможностях, а также рекомендации кураторов и преподавателей активно участвовать в общественной и спортивной деятельности вузов. Кроме того мотивирование студентов к качественному ответственному обучению, со ссылкой на приведенные факторы, может способствовать и повышению качества образования посредством появления дополнительных стимулов к обучению и самообразованию.
2. В качестве второго уровня работы может выступать собственно коррекция коммуникативных барьеров, посредством использования различных психологических тренингов и упражнений, например на встречах по интересам во вне учебное время в стенах вуза: 1) Общение в сети интернет и внутренней сети вуза. 2) Просмотр постановок и видео сюжетов, где приводятся примеры и технологии эффективных коммуникаций. 3) медитация, аутотренинг, самовнушения, гипноз 4) Физические упражнения (тренажерный зал, танцы, боевые искусства и др.). 5) Специальные упражнения и задания на социальные действия в составе группы, например, отработка ситуаций профессиональных коммуникативных взаимодействий и нахождение нестандартных решений выхода из коммуникативных ситуаций. 6) Голосовые и риторические упражнения. 7) Изучение способов самоконтроля, позволяющих контролировать свое эмоциональное состояние (применение знаний языка жестов и др.).
3. Профилактика появления коммуникативных барьеров. В качестве средств профилактики могут выступать тренинги и упражнения, которые необходимо выполнять регулярно в течение длительных жизненных периодов, рекомендуемые специалистом. Можно рекомендовать при подборе упражнений и заданий обращать внимание на выполнение следующих факторов: а) максимальная эффективность; б) минимальное количество времени необходимое на выполнение данных упражнений; в) данные упражнения должны приносить не только пользу, но и удовольствие.
Приведенные технологии могут способствовать повышению качества подготовленности специалистов к профессиональной и коммуникативной деятельности.
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
Румянцев С.А. Технологии снятия коммуникативных барьеров посредством развивающей деятельности, проводимой в вузах. Сборник:
Десятая научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства тезисы докладов, - М. РГУИТП, 2013. - 310 с. - ISBN 987-5-98427-063-2 Страницы 229-231